pcengine logo (1)

История приставки PC Engine / TurboGrafx-16

История приставки PC Engine / TurboGrafx-16

PC Engine (TurboGrafx-16 в Северной Америки и TurboGrafx в Великобритании) — японская домашняя игровая консоль. Приставка была разработана компанией Hudson Soft, а производилась NEC Home Electronics. PC Engine стала первой консолью на рынке в четвертом поколении, широко известном как золотая эпоха 16-биток. При этом консоль была оснащена 8-разрядным центральным процессором (CPU) в сочетании с 16-разрядным графическим процессором. PC Engine вышла в Японии в 1987 году, а в Северной Америке в 1989 году. В Японии система была запущена как конкурент Famicom, но задержка релиза в Соединенных Штатах означала, что в конечном итоге она стала конкурировать с Sega Genesis (MegaDrive), а позже и с Super NES.

 

Слева японский PC Engine, а справа американский TurboGrafx-16

Технические характеристики

Консоль оснащена 8-разрядным процессором и двойным 16-разрядным чипсетом графического процессора (GPU), состоящим из контроллера видеодисплея (VDC) и кодировщика цвета видео. Графические процессоры способны отображать 482 цвета одновременно из 512. Имея размеры всего 14 см × 14 см × 3,8 см (5,5 дюйма × 5,5 дюйма × 1,5 дюйма), японский PC Engine является самой маленькой домашней игровой консолью из когда-либо созданных по версии книги рекордов Гиннесса в области компьютерных игр.

Игры выпускались на картриджах с ПЗУ HuCard (в США TurboChip), а позже на оптическом формате CD-ROM с помощью адд-она PC Engine CD-ROM² (в США TurboGrafx-CD). Цифра «16» в североамериканском названии приставки — это был чистый маркетинг консоли как 16-разрядной платформы, несмотря на наличие 8-разрядного процессора.

Параметр Технические характеристики PC Engine / TurboGrafx-16
Центральный процессор: Два 8-ми битных CPU: HuC6280 (работают на частоте 1.79 / 7.16 МГц [выбирается программно]) (1.5 Миллионов инструкций в секунду [MIPS])
Видео Процессор: HuC6270 — 16 бит
Цветовой Процессор: HuC6260 — 16 бит
Разрешение: 256 x 216 пикселей
Звуковой Процессор:  8 бит PCM стерео / 6-каналов стерео (Звук обеспечивается звуковым ядром центрального процессора Hudson HuC6280)
Память: 8 Кбайт (TurboDuo 32Кб)
Видео Память: 64Кбайт (512 Кбит)
Звук: 6 каналов, 5-битное сэмплирование
Ёмкость картриджа: 256Кбит — 20 Мегабит Max. (S.F. 2). Обычно 8 Мбит
Цветов на экране: 512 — (256 для спрайтов, 256 для фона)
Спрайты: до 64, размером от 16×16 до 32×64, 16-ти цветные
Turbo CD / TurboDuo CD ROM: Скорость 1x (в качестве отдельного адд-она к приставке)
Контроллеры: 4-х кнопочные, I, II, SELECT и START

Запуск приставки

В Японии PC Engine вышла 30 октября 1987 года и стала очень успешной. Консоль на японском рынке получила мощную стороннюю поддержку и при запуске превзошла по продажам Famicom. В конечном итоге она стала главным конкурентом Super Famicom от Nintendo.

В США было не все так радужно. Консоль не смогла пробиться на североамериканский рынок и завоевать существенную долю рынка. TurboGrafx-16 потерпел коммерческий провал, в котором обвинили задержку выпуска и некачественный маркетинг. В Европу завозилось небольшое количество приставок. Это были японские модели с серого рынка, которые модифицировались и распространялись во Франции и Великобритании начиная с 1988 года. Официальную модель PAL, которую назвали просто «TurboGrafx» без цифры «16», планировали запустить в 1990 году, но отменили после разочаровывающего запуска в Северной Америке. Уже произведенные системы были распроданы розничными торговцами по почте.

Было произведено по меньшей мере 17 различных моделей консоли, включая портативные версии и те, в которые интегрировали дополнение CD-ROM. Усовершенствованная модель, PC Engine SuperGrafx, была выпущена в спешке на рынок в 1989 году. Характеристики приставки значительно улучшили, так как модель должна была заменить стандартный PC Engine. Однако, SuperGrafx не удалось прижиться — было выпущено только шесть эксклюзивных игр для платформы. Последняя модель семейства PC Engine была снята с производства в 1994 году. Приставке на смену пришла 32-разрядная игровая консоль PC-FX. Она была выпущена только в Японии и не имела какого-либо успеха.

История

Приставка PC Engine была создана в результате совместных усилий Hudson Soft, создавшей программное обеспечение для видеоигр, и NEC, компании, которая доминировала на японском рынке персональных компьютеров со своими платформами PC-88 и PC-98. NEC не хватало жизненно важного опыта в индустрии видеоигр, и она обратилась за поддержкой к разным видеоигровым студиям. По чистому совпадению интерес NEC к выходу на прибыльный рынок видеоигр совпал с неудачной попыткой Хадсона продать Nintendo разработки для передовых на тот момент графических чипов. Две компании успешно объединились, чтобы разработать новую систему.

PC Engine дебютировала на японском рынке 30 октября 1987 года, и имела огромный успех. PC Engine имела элегантный, «бросающийся в глаза» дизайн и была очень маленькой по сравнению со своими конкурентами. Это в сочетании с мощной линейкой программного обеспечения и поддержкой сторонних разработчиков, таких как Namco и Konami, обеспечило NEC временное лидерство на японском рынке. PC Engine продалась тиражом 500 000 единиц в первую неделю после запуска.

Расширение CD-ROM тоже стало крупным успехом как для консоли, так и для формата CD-ROM в целом. За первые пять месяцев выпуска в Японии было продано 60 000 штук. К 1989 году NEC продала в Японии более 1,2 миллиона консолей и более 80 000 единиц PC Engine CD-ROM².

В 1988 году NEC решила выйти на американский рынок и направила свои силы в США на разработку системы для новой аудитории. Руководитель NEC Technologies Кит Шефер сформировал команду для тестирования системы. Опросив тестовую аудиторию, они выяснили, что название «PC Engine» не вызывает энтузиазма, а также сочли, что небольшой размер приставки не очень подходит американским потребителям, которые обычно предпочитают более крупный и «футуристический» дизайн. Они решили назвать систему «TurboGrafx-16», название, отражающее ее графическую скорость и мощь, а также 16-битный графический процессор. Американская команда также полностью переработала аппаратное обеспечение системы, превратив его в большой черный корпус. Такой длительный процесс редизайна и подготовки значительно задержали дебют TurboGrafx-16 в Соединенных Штатах. По железу TurboGrafx-16 был абсолютно идентичен PC Engine. Однако внешне в два раза больше, но имеющий все те же RF-выход, слот расширения сзади консоли, один порт для геймпада, который «из коробки» идет с поддержкой турбо. Кстати, из-за размеров слотов для геймпада, контроллеры от японских консолей не подходят к американским и, соответственно, наоборот.

В конечном итоге TurboGrafx-16 была выпущена на тестовых рынках Нью-Йорка и Лос-Анджелеса в конце августа 1989 года. Однако это произошло через две недели после того, как Sega of America зарелизила Sega Genesis с 16-разрядным процессором для тестирования рынка. В отличие от NEC, Sega не стала тратить время на переработку оригинальной японской системы Mega Drive, внеся лишь незначительные эстетические изменения.

Genesis быстро затмил TurboGrafx-16 на американском рынке. При запуске платформы Sega выдаёт порт популярной аркадной игры Altered Beast на Genesis, а NEC зачем-то решает включить научно-фантастический платформер Keith Courage in Alpha Zones, абсолютно неизвестную западным геймерам игру. Американские подразделения NEC в Чикаго очень поверили в потенциал североамериканского рынка и быстро произвели 750 000 единиц консоли. Это намного превысило фактический спрос. Hudson Soft при этом не страдала, поскольку NEC выплачивала Hudson Soft авторские отчисления за каждую произведенную консоль, независимо от того, продана она или нет. К 1990 году стало ясно, что система продаётся очень плохо и сильно вытеснена маркетингом Nintendo и Sega.

В конце 1989 года NEC объявила о планах по созданию аркадной версии TurboGrafx-16 с оплатой монетами для игровых залов. В начале 1990 года NEC отменила эти планы.

В Европе консоль известна под своим оригинальным японским названием PC Engine, а не под американским названием TurboGrafx-16. Несанкционированный импорт PC Engine из Японии привлек культовых поклонников. Приставка продавалась вместе с адаптером NTSC-to-PAL в Великобритании с 1989 года. В том же 1989 году британская компания Mention выпустила адаптированную версию PAL под названием PC Engine Plus. Однако система официально не поддерживалась NEC. С ноября 1989 по 1993 год консоли PC Engine, а также некоторые дополнения импортировались из Японии французским импортером Sodipeng (Société de Distribution de la PC Engine), дочерней компанией Guillemot International. Это произошло после шумихи и энтузиазма во французской прессе. Во Франции PC Engine была в основном доступна через крупных розничных продавцов. К консоли прилагались инструкции на французском языке, а также AV-кабель, обеспечивающий его совместимость с телевизорами SECAM.

Увидев, что TurboGrafx-16 плохо продаётся в Америке, NEC решила отменить европейские релизы. При этом, уже были произведены устройства для европейских рынков, которые по сути представляли собой американские модели, модифицированные для работы на телевизорах PAL. NEC продала эти запасы дистрибьюторам. Например, в Великобритании фирма Telegames выпустила консоль в 1990 году в крайне ограниченном количестве.

Финал

Приставка TurboGrafx-16/PC Engine была первой игровой консолью, способной воспроизводить игры на CD-ROM с помощью дополнения. К марту 1991 года NEC заявила, что продала 750 000 консолей TurboGrafx-16 в Соединенных Штатах и 500 000 единиц адд-нов CD-ROM² по всему миру.

Стремясь перезапустить систему на североамериканском рынке, в середине 1992 года NEC и Hudson Soft передали управление системой в Северной Америке новому совместному предприятию Turbo Technologies Inc.. Они выпустили TurboDuo, устройство «все-в-одном», включавшее встроенный привод CD-ROM. Однако на североамериканском рынке консольных игр по-прежнему доминировали Genesis и Super NES, которые были выпущены в Северной Америке в августе 1991 года. В мае 1994 года Turbo Technologies объявила, что прекращает поддержку Duo, хотя и продолжит предлагать ремонт существующих устройств и выпускать текущие версии программного обеспечения через независимые компании в США и Канаде.

В Японии NEC продала в общей сложности 5,84 миллиона единиц PC Engine по состоянию на 1995 год и 1,92 миллиона единиц CD-ROM² по состоянию на март 1996 года. Финальным лицензионным релизом для PC Engine стала игра Dead of the Brain Part 1 & 2, выпущенная 3 июня 1999 года в формате Super CD-ROM².

Дополнения и аддоны

TurboGrafx-CD/CD-ROM²

TurboGrafx-CD/PC Engine CD-ROM²

 

Слева японский PC Engine CD-ROM², а справа американский TurboGrafx-CD

CD-ROM² — это расширение для PC Engine, выпущенное в Японии 4 декабря 1988 года. Оно позволяло на основных версиях консоли играть в игры в формате CD-ROM в дополнение к стандартным HuCard. Это сделало PC Engine первой игровой консолью, использующей CD-ROM в качестве носителя данных. Кроме того, PC Engine стала первым устройством с игровом программным обеспечением в формате CD-ROM. Расширение PC Engine CD-ROM² состояло из двух устройств — сам проигрыватель компакт-дисков и блок интерфейса (Interface Unit), который соединяет проигрыватель с самой консолью и обеспечивает унифицированное питание и выход для обоих устройств. В ноябре 1989 года это же дополнение было выпущено в Соединенных Штатах под именем как TurboGrafx-CD с переработанным интерфейсным блоком, чтобы соответствовать форме консоли TurboGrafx-16. Начальная цена TurboGrafx-CD составляла $399,99 долларов США без игр в комплекте. Первыми играми для TurboGrafx-CD были Fighting Street и Monster Lair, а чуть позже последовали Ys Book I и II.

Super CD-ROM²

Super CD-ROM²

 

Super CD-ROM²

В 1991 году NEC представила обновленную версию системы CD-ROM², известную как Super CD-ROM², которая обновляет BIOS до версии 3.0 и увеличивает буферную память с 64 КБ до 256 КБ. Это обновление вышло в нескольких формах: первым был PC Engine Duo, вышедший 21 сентября. Это была новая модель консоли с дисководом для компакт-дисков, обновленным BIOS и дополнительным RAM, уже встроенными в систему. Потом появилась Super System Card. Она была выпущена 26 октября и служила обновлением существующего аддона CD-ROM², заменяя исходную системную карту. Владельцы PC Engine, у которых еще не было первого расширения CD-ROM², могли вместо этого выбрать модуль Super-CD-ROM², обновленную версию расширения, выпущенную 13 декабря, которая сочетает в себе привод CD-ROM, интерфейс блок и Super System Card в одном устройстве.

Arcade Card

Arcade Card Duo

 

Arcade Card Duo

12 марта 1994 года NEC представила третье обновление, известное как Arcade Card (Ākēdo Kādo), которое увеличивает объем встроенной оперативной памяти системы Super CD-ROM² до 2 МБ. Это обновление было выпущено в двух моделях: Arcade Card Duo, разработанная для консолей PC Engine, уже оснащенных системой Super CD-ROM², и Arcade Card Pro, модель для оригинальной системы CD-ROM², которая сочетает в себе функции Super System Card и Arcade Card Duo в одном. Первыми играми для этого дополнения были порты файтингов Neo-Geo Fatal Fury 2 и Art of Fighting. Позже для этой карты были выпущены порты World Heroes 2 и Fatal Fury Special, а также несколько оригинальных игр, выпущенных по стандарту Arcade CD-ROM². К этому моменту поддержка как TurboGrafx-16, так и Turbo Duo в Северной Америке уже ослабла; таким образом, североамериканская версия ни одной из аркадных карт не производилась, хотя японскую аркадную карту все еще можно использовать на североамериканской консоли через конвертер HuCard.

Варианты приставок PC Engine

Кроме оригинальных консолей PC Engine и TurboGrafx-16 было выпущено множество других вариантов и сопутствующих продуктов в семействе.

PC Engine CoreGrafx

CoreGrafx и CoreGrafx II

 

Консоли CoreGrafx и CoreGrafx II

PC Engine CoreGrafx — это обновленная модель PC Engine, которая вышла в Японии 8 декабря 1989 года. Приставка имеет тот же форм-фактор, что и оригинальная PC Engine, но меняет цветовую схему с бело-красной на черно-синюю и заменяет оригинальный RF-разъем на композитный A/V-порт. Кроме этого, в приставке был обновлён процессор. Теперь он носил название HuC6280A и был способен выдавать более чистый звук. Разумеется, при использовании CD-ROM адд-онов эта разница полностью нивелируется, так как в них установлены собственные звуковые чипы. Версия PC Engine CoreGrafx II была выпущена 21 июня 1991 года. Помимо другой окраски (светло-серый и оранжевый), в остальном она почти идентична оригинальной CoreGrafx, за исключением того, что ЦП был изменен обратно к оригинальному HuC6280.

PC Engine SuperGrafx

SuperGrafx

 

PC Engine SuperGrafx

PC Engine SuperGrafx, выпущенный в тот же день, что и CoreGrafx в Японии, представляет собой усовершенствованный вариант PC Engine. Были обновлены технические характеристики: усовершенствовали графические возможности и увеличили количество оперативной памяти. В модели появился второй HuC6270A (VDC) и дополнительный видеопроцессор HuC6202 (VDP), стало в четыре раза больше оперативной памяти, вдвое больше видеопамяти и добавлен второй фоновый слой в играх. SuperGrafx хоть и использует в качестве центрального процессора переработанный HuC6280A, но без обновления звуковой и цветовой палитры. Такой процессор не приносил ничего нового, но сказывался на высокой цене приставки.

SuperGrafx имеет тот же порт расширения, что и предыдущие консоли PC Engine, но для использования оригинального аддона системы CD-ROM² требуется адаптер из-за большого размера консоли.

Для SuperGrafx было выпущено только пять эксклюзивных игр и две гибридные игры (Darius Plus и Darius Alpha), которые использовали дополнительное видеооборудование при игре на SuperGrafx. Система долго не продержалась и производство приставок было быстро прекращено.

NEC и Hudson Soft при создании SuperGrafx, наделили его первоклассными графическими характеристиками, так как приставка должна была стать своеобразным ответом разрабатывающемуся Super Famicom. Но к сожалению его потенциал так и не был полностью раскрыт разработчиками игр, да и к тому же, центральный и звуковой процессоры остались такими же, как и в CoreGrafx.

Для консоли SuperGrafx специально разрабатывался контроллер Power Console (PI-PD7), который должен был подключаться через специальный порт расширения на лицевой стороне приставки. Планировалось, что этот девайс будет сочетать в себе многочисленные варианты управления, такие как восьмипозиционный джойстик, рычаг с дросселем, штурвал с двумя триггерами (по одному на каждой ручке), четыре кнопки действий, три переключателя режимов и цифровую клавиатуру с 16 кнопками. Также данное дополнение хотели оснастить ЖК-панелью с LED-индикатором, четырьмя портами под обычные геймпады, плюс добавить слот под полноценную клавиатуру. Контроллер, который, скорее считался адд-оном, должен был поступить в продажу весной 1990 года, но так никогда не был выпущен из-за своей высокой себестоимости и плохих продаж самого SuperGrafx.

Параметр Технические характеристики PC Engine SuperGrafx
Центральный процессор: Два 8-ми битных CPU: HuC6280A (работают на частоте 1.79 / 7.16 МГц [выбирается программно])
Видео Процессор: 2х HuC6270A (Video Display Controllers) — 16 бит и HuC6202 (Video Priority Controller) — 16 бит
Цветовой Процессор: HuC6260 (Video Color Encoder) — 16 бит
Разрешение: 256×240, 336х240, 512×240 пикселей
Звуковой Процессор: 8 бит PCM стерео / 6-каналов стерео (Звук обеспечивается звуковым ядром центрального процессора Hudson HuC6280A)
Память: 32 Кбайт
Видео Память: 128Кбайт
Звук: 6 каналов, 5-битное сэмплирование
Ёмкость картриджа: 256Кбит — 20 Мегабит
Цветов на экране: 512
Спрайты: до 128, размерами 16×16, 16×32, 16×64, 32×16, 32×32, 32×64, 16-ти цветные
Контроллеры: 4-х кнопочные, I, II, SELECT и START

PC Engine Shuttle

PC Engine Shuttle

 

PC Engine Shuttle

PC Engine Shuttle был выпущен в Японии 22 ноября 1989 года как менее дорогая модель консоли по цене 18 800 йен. Приставка была ориентирована в первую очередь на молодых игроков благодаря своему дизайну, похожему на космический корабль. Shuttle поставлялся в комплекте с контроллером TurboPad II, форма которого отличается от других стандартных контроллеров TurboPad. Снижение цены стало возможным благодаря уменьшению порта расширения на задней панели, что сделало ее первой моделью консоли, несовместимой с дополнением CD-ROM². Однако у неё имеется слот для модуля резервного копирования памяти, который требуется для некоторых игр. RF-разъем, использовавшийся в оригинальном PC Engine, также был заменен на композитный A/V-порт.

PC Engine Shuttle также распространялся в Южной Корее. Там он был выпущен в 1990 году компанией Daewoo Electronics.

PC Engine GT/TurboExpress

PC Engine GT/TurboExpress

 

TurboExpress

PC Engine GT — это портативная версия PC Engine, выпущенная в Японии 1 декабря 1990 года, а затем в США под названием TurboExpress. Она может воспроизводить только в игры формата HuCard. Консоль оснащена 2,6-дюймовым (66 мм) цветным ЖК-экраном с активной матрицей и подсветкой. Такой экран в то время был самым передовым на рынке портативных игровых приставок. Однако это сказывалось на высокой цене и короткому времени автономной работы портативки. Эти факторы существенно снизили рыночные продажи устройства. Из других крутых фишек TurboExpress хочется отметить встроенный ТВ-тюнер, стереозвук, а также возможность с помощью соединительного линк-кабеля соединить две портативки и играть вдвоем.

PC Engine LT

PC Engine LT

 

PC Engine LT

PC Engine LT — это модель консоли в форме маленького ноутбука, выпущенная 13 декабря 1991 года в Японии по цене 99 800 иен. LT не требует отдельного дисплея (у неё нет AV-выхода). В эту консоль встроен откидной экран и динамики. Приставка работает от сетевого источника питания (в отличие от GT версии). Было произведено довольно мало устройств по сравнению с другими моделями PC Engine. Покупателей отпугивала высокая цена и необычный форм-фактор.

PC Engine LT имеет все те же возможности порта расширения. Расширение CD-ROM² с ним также совместимо, как и с оригинальным PC Engine и CoreGrafx. Для использования модуля Super CD-ROM² для LT требуется специальный адаптер.

PC Engine Duo, Duo-R и Duo-RX

PC Engine Duo и Duo-R

 

Слева консоль TurboDuo, а справа PC Engine Duo-R

21 сентября 1991 года NEC Home Electronics выпустила в Японии PC Engine Duo — устройство, которое объединило приставку PC Engine и аддон Super CD-ROM² в единую консоль. Система может воспроизводить HuCard, аудио компакт-диски, CD+G, стандартные игры CD-ROM² и игры Super CD-ROM². Североамериканская версия TurboDuo, в которой TurboGrafx-CD (с новой картой Super System Card на борту) и TurboGrafx-16 были объединены в одно целое, была выпущена в октябре 1992 года.

Дополнительно в Японии были выпущены два обновленных варианта: PC Engine Duo-R вышла 25 марта 1993 г., а PC Engine Duo-RX 25 июня 1994 г. Изменения были в основном косметические, из существенных — в версии RX шёл новый 6-кнопочный контроллер.

Сторонние модели

PC-KD863G, X1-Twin, LaserActive

 

NEC PC-KD863G, Sharp X1-Twin и Pioneer LaserActive

PC-KD863G — ЭЛТ-монитор со встроенной консолью PC Engine. Устройство было выпущено 27 сентября 1988 года в Японии по цене 138 000 иен. PC-KD863G был разработан компанией NEC, чтобы исключить необходимость покупать отдельный телевизор и консоль. Устройство выдавало сигналы в формате RGB, поэтому на экране монитора изображение было более четким, чем на стандартной приставке, ограниченной RF-разъемом или композитным A/V-портом. Однако у PC-KD863G нет порта расширения, что делало его несовместимым с системой CD-ROM² и расширениями памяти.

X1-Twin был первым устройством от сторонней компании с лицензированным аппаратным обеспечением, совместимым с PC Engine. X1-Twin был выпущен компанией Sharp в апреле 1989 года по цене 99 800 иен. Это гибридная система, которая может запускать игры PC Engine и компьютерное программное обеспечение X1.

Мультимедийная система LaserActive от Pioneer Corporation поддерживала дополнительный модуль, который позволял запускать игры PC Engine (HuCard, CD-ROM² и Super CD-ROM²), а также новые игры «LD-ROM²», которые работали только на этом устройстве. Кроме игр, система могла воспроизводить музыкальные и видео компакт-диски, а также караоке. NEC тоже выпустила собственное подобное устройство LaserActive (NEC PCE-LD1) и дополнительный модуль PC Engine по лицензии OEM. Игр в формате LD-ROM² было выпущено одиннадцать наименований, и только три из них вышли за пределами Японии в Северной Америке.

Другие зарубежные рынки

Vistar 16

 

Vistar 16

За пределами Северной Америки и Японии консоль была выпущена в Южной Корее сторонней компанией Haitai под названием Vistar 16. Приставка была основана на американской версии TurboGrafx-16, но с новым изогнутым дизайном. Кроме того, Daewoo Electronics распространяла консоль PC Engine Shuttle на рынке Южной Кореи.

Формат HuCard (TurboChip)

Игры на HuCard

 

Игры на HuCard

Игры для PC Engine выходили на HuCard — специальных картриджах с ПЗУ, разработанных Hudson Soft. В Соединённых Штатах, где PC Engine продавался как TurboGrafx-16, HuCard носили имя TurboChip. Такие картриджи вставляются в передний слот консоли, а по виду напоминают тонкие кредитные карты. Выключатель питания на консоли также действует как замок и не даёт извлечь HuCard при включённой системе.

HuCard стали отличной альтернативой громоздким картриджам у других консолей. HuCard имеет разъем с 38 контактами, на TurboChip восемь из этих контактов перевёрнуты в качестве метода блокировки региона. Однако, в японские HuCard-игры можно было поиграть на американских консолях с помощью специальных карт-переходников. А вот на японских консолях, поиграть в американские TurboChip`ы, без установки специальных модов, нельзя, так как аналогичных американским, японских Mega Key, не существует. В европейской версии TurboGrafx не было собственных карт HuCard в формате PAL из-за ограниченного выпуска, вместо этого система поддерживала стандартные карты HuCard и выводила видеосигнал в формате PAL 50 Гц.

Периферийные устройства

PC Engine Controller

 

Слева стандартный контроллер PAD, а справа TurboPad

В Японии PC Engine изначально продавался со стандартным контроллером, известным как просто Pad. Джойстик имеет прямоугольную форму, навигационную крестовину, две кнопки действий с номерами «I» и «II» и две резиновые кнопки «Select» и «Start», что тогда совпадало с количеством кнопок на основном контроллере Famicom/NES. Чуть позже появился новый контроллер, известный как TurboPad. В него были добавлены два «Турбо»-переключателя с тремя настройками скорости для кнопок I и II. Переключатели позволяют одним нажатием кнопки зарегистрировать несколько нажатий одновременно (например, это позволяет вести быструю стрельбу в шутерах с прокруткой). TurboPad стал стандартным для консоли TurboGrafx-16 в Северной Америке, а также с последующими моделями PC Engine в Японии, начиная с версии CoreGrafx.

MultiTap

 

PC Engine MultiTap

Все консоли PC Engine и TurboGrafx-16 имеют только один порт контроллера; чтобы использовать несколько джойпадов в одной системе и играть в многопользовательские игры, требовалось отдельное периферийное устройство, известное в Японии как MultiTap, а в Северной Америке как TurboTap. Оно позволяло подключать до пяти контроллеров к одной системе. Дополнительно в Японии вышел комплект под названием Cordless Multitap, который позволял подключать беспроводные контроллеры (один из них шел в комплекте).

Из-за использования портов разного диаметра контроллеры и периферийные устройства PC Engine несовместимы с консолями TurboGrafx-16 и наоборот. TurboDuo вернется к использованию того же порта контроллера, что и PC Engine, в результате чего будут созданы новые версии периферийных устройств TurboPad и TurboTap под брендом TurboDuo, известные как DuoPad и DuoTap соответственно. Также был выпущен официальный адаптер TurboGrafx-16 / Duo, который представлял собой удлинительный кабель, позволяющий подключать любой контроллер TurboGrafx-16 или периферийное устройство к консоли TurboDuo (а также к любой японской консоли PC Engine).

PC Engine TurboStick

 

PC Engine TurboStick

Многие периферийные устройства были произведены как для TurboGrafx-16, так и для PC Engine. Устройство TurboStick — это настольный джойстик, разработанный как аналог управления аркадных игр той эпохи. Другие аналогичные контроллеры выпускали и сторонние производители, например, Python 4 от QuickShot и Stick Engine от ASCII Corporation.

Блок TurboBooster крепился к задней части системы TurboGrafx-16 / PC Engine и позволял выводить композитное видео и стереозвук.

Hudson выпустила в Японии устройство Ten no Koe 2 для сохранения прогресса в совместимых играх HuCard. Цифра 2 в названии означала, что на устройстве имеется 2 КБ места для хранения.

В 1991 году NEC Avenue выпустила Avenue Pad 3, в котором была добавлена третья кнопка действия с наименованием «III». На неё можно было назначить команду с кнопок «Select» или «Start», поскольку многие игры начали использовать эти кнопки для в игровых команд. Avenue Pad 6 был выпущен в 1993 году вместе с портом игры Street Fighter II: Champion Edition. В контроллер добавили четыре кнопки действий с номерами от «III» до «VI». В отличие от Avenue Pad 3 с тремя кнопками, эти кнопки не дублировали существующие кнопки, а вместо этого добавляли новые функции в совместимые игры. Еще один шестикнопочный контроллер Arcade Pad 6 от NEC Home Electronics поступил в продажу в 1994 году. Он заменил комплектный джойстик TurboPad в последней ревизии консоли PC Engine Duo-RX.

Библиотека игр

Всего для приставок PC Engine и TurboGrafx-16 было выпущено 686 коммерческих игр. Основная масса вышла только в Японии, за пределами страны восходящего солнца были изданы около 20% игровой библиотеки. Первой игрой в Северной Америке стала Keith Courage in Alpha Zones — переделка японского релиза игры Mashin Eiyūden Wataru. В Японии консоль PC Engine получила мощную стороннюю поддержку, а вот американской команде TurboGrafx-16 приходилось тратить много сил для привлечения других разработчиков. Много классных игр сделали Hudson Soft, они перенесли свои популярные франшизы на приставку, включая Bomberman, Bonk и Adventure Island. При этом в игры разработчики добавляли впечатляющие графические дополнения. Хадсон также разработали и опубликовали несколько оригинальных игр для приставки, таких как Air Zonk, Dungeon Explorer и Neutopia. Японская компания Compile зарелизила на приставку Alien Crush и Devil’s Crush, две хорошо принятые виртуальные игры в пинбол, а также совместно с Hudson Soft разработала шутер Blazing Lazers. Namco выпустила несколько своих аркадных игр, значительно доработав и улучшив оригиналы. Среди них были Valkyrie no Densetsu, Pac-Land, Galaga ’88 (она же Galaga ’90), Final Lap Twin и Splatterhouse. Capcom опубликовала классный порт классического файтинга Street Fighter II’: Champion Edition. Еще были экшен Ninja Spirit от Irem, отлично выглядящая Castlevania: Rondo of Blood от Konami и приключение Cadash от Taito.

Огромную часть игр на PC Engine/TurboGrafx-16 составляли шутеры с горизонтальной и вертикальной прокруткой. Среди них Gradius и Salamander от Konami, Super Star Soldier и Soldier Blade от Hudson, уже упомянутую Galaga ’88 от Namco, R-Type от Irem и Darius Alpha, Darius Plus и Super Darius от Taito. Приставка также известна своими платформерами и ролевыми играми: The Legendary Axe от Victor Entertainment получила множество наград и считается одной из лучших игр TurboGrafx-16. Сборник из двух игр Ys I и II от Nihon Falcom имел особенный успех в Японии. Cosmic Fantasy 2 — ролевая игра, которую журнал Electronic Gaming Magazine признал RPG года в 1993. Вообщем, отличных и оригинальных игр вполне хватало.

Таблица совместимости разных видов игр с консолями PC Engine
Таблица совместимости разных видов игр с консолями PC Engine

Игры TurboGrafx-16 и PC Engine выпускались на двух типах форматах: HuCard (также известных как TurboChip) и CD-ROM. У игр был различный уровень совместимости в зависимости от конфигурации оборудования и доступных опций. В частности, существует два типа форматов HuCard (стандартные HuCard, которые составляли большую часть библиотеки PC Engine, и несколько игр, которые воспроизводятся только на PC Engine SuperGrafx) и три типа форматов CD-ROM (CD-ROM², Super CD-ROM² и Arcade CD-ROM², для каждого из которых требуется, чтобы консоль была оснащена приводом компакт-дисков и соответствующей системной картой при необходимости). Существовали также игры с двойной совместимостью, которые были разработаны для запуска на старых спецификациях оборудования, но при использовании более новых ревизий приставок включали ряд преимуществ (например, сокращали время загрузки). В формате CD-ROM² вышло порядка 390 игр, только 45 из которых появились в Северной Америке. Порядка 215 игр поддерживали многопользовательские опции через MultiTap/Turbotap, но только 51 из этих игр были выпущены за пределами Японии.

Наследие

В 1994 году NEC объявила о запуске новой консоли PC-FX. Эта 32-битная система с башенным дизайном вышла эксклюзивно для Японии. Приставку ждал большой коммерческий провал, из-за которого NEC отказалась от индустрии видеоигр.

TurboGrafx Mini

 

TurboGrafx-16 Mini

Программы эмуляции PC Engine/TurboGrafx-16, SuperGrafx и PC-FX существуют для нескольких современных и старых операционных систем и архитектур. Популярные и регулярно обновляемые программы можно посмотреть на специальной странице с эмуляторами.

В 2019 году Konami анонсировала на E3 и Tokyo Game Show специальную версию консоли TurboGrafx-16 Mini со множеством встроенных игр. После нескольких переносов устройство было выпущено в Северной Америке 22 мая 2020 г., а в Европе 5 июня 2020 г. Всего в составе с приставкой шло 57 игр и их вариаций, включая такие бестселлеры, как Splatterhouse, R-TYPE и New Adventure Island. Качество сборки составных частей приставки и контроллера оказалось весьма добротное, а эмуляция игр реализована прекрасно и без каких-либо сбоев.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *