pcengine logo (1)

Системы CD-ROM²

Системы CD-ROM²

Системы CD-ROM² были попыткой NEC Home Electronics расширить возможности PC Engine для поддержки носителей на дисках CD. Подробнее об этих системах читайте ниже.

TurboGrafx-CD/PC Engine CD-ROM²
PC Engine CD-ROM²/TurboGrafx-CD
НаименованиеPC Engine CD
Разработчик:NEC Home Electronics
Япония
4 декабря 1988
1991 (Super CD-ROM²)
США (TurboGrafx-CD)
Ноябрь 1989
Процессор:Hudson Soft HuC6280 @ 7.16 MHz
Память:8 KB RAM
64 KB VRAM
256 VRAM (Super CD-ROM²)
Порт контроллера:1

В декабре 1988 года компания NEC Home Electronics начала выпускать видеоигры на CD-дисках для своей консоли PC Engine. Эти системы, выпущенные под названием CD-ROM², за последующие годы приобрели множество форм, дополняя базовую систему и её ассортимент игр на HuCard.

Линейка игр на дисках для PC Engine имеет довольно сложную природу. Поэтому объединим все CD-варианты PC Engine под одним термином — CD-ROM². На самом деле существует три формата CD-ROM²: «CD-ROM²», «Super CD-ROM²» и «Arcade CD-ROM²». Теоретически все системы CD-ROM² могут запускать программное обеспечение всех трёх форматов, однако некоторые требуют дополнительных «системных карт» для этого.

В отличие от HuCard, CD-ROM для PC Engine не имеют региональной защиты и, следовательно, будут работать на эквивалентных устройствах TurboGrafx-16 и наоборот. Однако системные карты имеют региональную защиту, поэтому для их работы могут потребоваться дополнительные адаптеры.

Несмотря на стилизацию названия, «CD-ROM²» официально произносится как «CD-ROM ROM», а не «CD-ROM в квадрате» или «CD-ROM два».

Форматы

CD-ROM²

CD-ROM²

Оригинальный стандарт CD-ROM² дебютировал вместе с аппаратным обеспечением CD-ROM² в декабре 1988 года. Все системы CD-ROM² могут запускать игры CD-ROM² без каких-либо дополнительных устройств.

В Северной Америке этот формат просто продавался как игры для TurboGrafx-CD (или иногда «игры для Turbo CD»), так как на тот момент существовал только один формат. Однако после выпуска Turbo Duo компания TTI вернулась к брендингу «CD-ROM² System», используемому в Японии.

Super CD-ROM²

Super CD-ROM²

Super CD-ROM² дебютировал в декабре 1991 года (с устройством Super CD-ROM²) и быстро стал фактическим стандартом для игр PC Engine на дисках. Изначально всё оборудование PC Engine требовало Super System Card для доступа к библиотеке Super CD-ROM² — содержимое карты позже было встроено в PC Engine Duo и его производные.

Этот формат также добрался до Северной Америки, однако смена дистрибьюторов и низкая популярность библиотеки TurboGrafx-16 сделали ситуацию менее однозначной. Хотя Super System Card оставалась вариантом для пользователей TurboGrafx-16, игры часто просто продавались как «DuoSoft» или «Duo CD», т. е. созданные специально для этой консоли, а не для комбинации TurboGrafx-16 + TurboGrafx-CD. Стандартные игры CD-ROM², выпущенные в Северной Америке после Turbo Duo, также были помечены соответствующим образом, чтобы попытаться уменьшить путаницу.

Arcade CD-ROM²

Arcade CD-ROM²

Третий формат, Arcade CD-ROM², дебютировал в марте 1994 года, к концу жизни PC Engine. В отличие от формата Super CD-ROM², технология Arcade CD-ROM² никогда не встраивалась в оборудование, поэтому формат всегда требует использования Arcade Card Pro (для старого оборудования) или Arcade Card Duo (для систем со встроенной поддержкой Super CD-ROM² (обычно PC Engine Duo, отсюда и название)).

Игры Arcade CD-ROM² официально выпускались только в Японии, хотя при правильной настройке они также будут работать на североамериканских системах.

Игры только для Duo

Некоторые игры, созданные по стандарту Super CD-ROM², особенно нелицензионные, требуют использования слота HuCard для обхода функций защиты. Поскольку ни один из вариантов PC Engine не содержит более одного слота, это фактически исключает использование Super System Card и, следовательно, делает эти игры несовместимыми со старым оборудованием PC Engine. Такие системы, как PC Engine Duo и TurboDuo, имеют встроенную поддержку Super CD-ROM² без необходимости использования системных карт, а это означает, что небольшое количество игр совместимы только с этими системами Duo.

LD-ROM²

LD-ROM²

Формат LD-ROM² аналогичен описанным выше, но распространяется он на специальных дисках LaserDisc, предназначенных для использования с проигрывателем LaserActive от компании Pioneer с использованием дополнительного устройства NEC PAC (PAC-N10/PAC-N1).

В этом формате было выпущено лишь несколько игр; меньше, чем в другом формате, поддерживаемом LaserActive, Mega LD, который делает то же самое с Sega Mega Drive.

Оборудование

Япония

CD-ROM²

  • CD-ROM²: Системная карта
  • Super CD-ROM²: Требуется Super System Card
  • Arcade CD-ROM²: Требуется Arcade Card Pro

Super CD-ROM²

  • CD-ROM²: Встроено
  • Super CD-ROM²: Встроено
  • Arcade CD-ROM²: Требуется Arcade Card Duo

PC Engine Duo

  • CD-ROM²: Встроено
  • Super CD-ROM²: Встроено
  • Arcade CD-ROM²: Требуется Arcade Card Duo

PC Engine Duo-R / PC Engine Duo-RX

  • CD-ROM²: Встроено
  • Super CD-ROM²: Встроено
  • Arcade CD-ROM²: Требуется Arcade Card Duo

Северная Америка

TurboGrafx-CD

  • CD-ROM²: Требуется системная карта
  • Super CD-ROM²: Требуется Super System Card
  • Arcade CD-ROM²: Требуется Arcade Card Pro с конвертером

TurboDuo

  • CD-ROM²: Встроено
  • Super CD-ROM²: Встроено
  • Arcade CD-ROM²: Требуется Arcade Card Duo с конвертером

Оба региона

LaserActive

  • CD-ROM²: Встроено
  • Super CD-ROM²: Встроено
  • Arcade CD-ROM²: Требуется Arcade Card Duo

Сохранение

Сами по себе PC Engine и TurboGrafx-16 не имеют возможности сохранять данные игры, а это означает, что каждой игре, написанной для платформы до конца 1988 года, приходилось полагаться на сохранение с помощью паролей (или вообще отказываться от какой-либо возможности сохранения). С CD-ROM² это изменилось — каждое устройство имеет 2 КБ встроенной памяти (распознаётся как 2000 блоков), к которой программное обеспечение может обращаться как на CD-ROM, так и на HuCard.

Однако, как и многие решения NEC по памяти, система не идеальна, так как данные сохранения поддерживаются суперконденсатором, а не традиционной батарейкой или системой сохранения на твердотельном накопителе. Суперконденсаторы, используемые в оборудовании CD-ROM², могут удерживать заряд в течение нескольких недель, если PC Engine не включена, после чего все данные сохранения будут удалены. NEC использовала это решение с суперконденсатором во всех своих системах CD-ROM², вплоть до PC Engine Duo-RX в 1994 году.

Существуют два варианта для более длительного сохранения, оба были введены через несколько лет после CD-ROM²: Ten no Koe Bank и Memory Base 128. Для игр на карточках HuCard существуют и другие варианты сохранения, но они подразумевают использование заднего разъёма расширения, что делает невозможным одновременное подключение системы CD-ROM².

Телеграм канал про ретро игры

Похожие записи

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *